Блог

Что происходит с автолизингом в России

Бизнес

Автолизинг в России или кому помогла самоизоляция


В текущем году он продолжает удивлять разнообразием результатов – сваливанием к нулю и даже уходом в минус в одних сегментах и резким ростом в других.

Так, положительной динамикой за прошедшие пять месяцев радуют только лизинговые сделки в сегменте спецтехники. Складская техника здесь является лидером – по сравнению с показателями 2019 года рост в этом сегменте измеряется двузначными числами. На фоне результатов других сегментов это огромное достижение. Правда в переводе на абсолютные цифры 12 процентов показанного роста превращаются лишь в плюс 700 единиц отгруженной спецтехники. Согласитесь, для всего сегмента в масштабах страны такие цифры это скромный результат.

Обратимся к статистике Russian Automotive Market Research. За пять месяцев в финансовый лизинг передано 8,18 тыс. единиц спецтехники (прирост составил 3%). Количество сделок также увеличилось – прирост составил 6% или 7,08 тысячи единиц.

Что касается отрицательных результатов, то у каждого тут своя история. Кто-то пытался изменить тенденцию и потихоньку скатывался к нулю или даже в минус. А кто-то падал в глубокую пропасть без каких-либо надежд спасти ситуацию. Так, сегмент дорожно-строительной техники показал почти 3,5 тыс. единиц сделок. В целом достаточно неплохой результат. Однако из-за простоя из-за самоизоляции этот показатель оказался на 1% ниже показателя за такой же период прошлого года. А, например, количество лизинговых сделок в сегменте сельхозмашин упало сразу на 14%.

Но, как будет видно далее, минус 14% – это далеко не предел. Еще более тревожной оказалась ситуация в сегменте автомобилей и прицепной техники – там зафиксирован глубокий спад по всем позициям. Количество оформленных лизинговых сделок уменьшилось почти на четверть и составило лишь 55,86 тыс. договоров. Кроме того, специалисты указанного выше маркетингового агентства выполнили анализ проведенных сделок и подсчитали, что в рамках лизинговых сделок потребителям было передано 62,93 тыс. единиц автомобилей и прицепной техники. Этот результат меньше прошлогоднего показателя аж на 28%.

Но давайте посмотрим дальше. А дальше все выглядит еще печальнее. Почти наполовину (46%) меньше передано автобусов, на треть (32%) упали сделки LCV, чуть меньше трети (30%) составило падение в сегменте грузовиков. Объем лизинговых сделок в сегменте легковых автомобилей сократился на 27%. И это еще с учетом того, что финансовые организации предприняли определенные меры, чтобы минимизировать падение. Всего скорее, уменьшить падение лизингового рынка удалось, благодаря повсеместному использованию электронного документооборота (ЭДО) и цифровой электронной подписи (ЭЦП). В этом случае компаниям повезло, что технологии цифровизации уже были неоднократно протестированы. Поэтому они стали активно внедряться, позволяя заключать сделки в удаленном режиме.



С введением режима самоизоляции многие предприниматели более внимательно отнеслись к технологиям цифровизации – за два первых месяца (апрель - май) количество запросов на подключение к системе электронных взаиморасчетов увеличилось в четыре раза.

С учетом того, что до периода самоизоляции технологии цифровизации внедрялись не очень активно, констатируем серьезный прогресс в этом направлении. Так, в начале года 30% российских компаний (в основном крупные) начали использовать электронный документооборот еще до введения режима самоизоляции и связанных с этим ограничений. Среди малого бизнеса доля таких компаний меньше – около 5% использовали до самоизоляции в повседневной работе электронный документооборот. В этом случае период самоизоляции стал той отправной точкой, благодаря которой бизнес наконец-то открыл для себя все преимущества и возможности цифровых взаимоотношений.

Итак, ситуация на российском рынке автолизинга весьма сложная. Но это тот случай, когда самоизоляция уже стала толчком к развитию электронных технологий и автоматизации в этом сегменте.

Итог


“Оцифровывай” бизнес, а то можешь не успеть, поскольку конкуренты уже это делают.

Источник для вдохновения написания статьи, компания КИТ Строй.